Итоги Года кино подведут в Петербурге

Итоги Года кино подведут в Петербурге
Фото: i4.spbdnevnik.ru

Первого декабря в Петербурге стартует Культурный форум, который передаст эстафету от Года кино Году экологии – так будет именоваться следующий, 2017 г. Это значит, самое время вспомнить о той роли, которую сыграл Петербург в развитии оте­чественного кинематографа.

Петербург – один из самых кинематографичных городов страны. Каких только фильмов здесь не снимали, превращая его то в небольшой уездный городок Губернск, то в жаркий Ташкент, а то и вовсе в Париж или Бристоль. В некоторых лентах Петербург не просто служил основным местом действия или играл важную роль в судьбе персонажей картины, но и сам становился ее главным героем.

В завершение Года кино самое время вспомнить о тех лентах, которые принесли славу и отечественному кинематографу, и городу, столь любимому всеми творчес­кими людьми.

Начало

120 лет назад в Россию на знаменитом поезде братьев Люмьер ворвалась синематография. Это были в основном французские фильмы, которые хоть и пользовались бешеным успехом, но не всегда находили отклик в душе русского человека. Зато когда на свет появился первый отечественный фильм, а произошло это в 1908г., радости зрителей не было предела.

Создателем, можно даже сказать, отцом отечественного кинематографа стал Александр Дранков, который снял первый русский фильм "Понизовая вольница".

Эта 7,5-минутная картина рассказывала про Стеньку Разина и утопленную им княжну. И хотя актеры были грубо загримированы и опыта съемок у них не было, зато костюмы, парики и бороды, доставленные им из Народного дома (сегодня это театр "Мюзик-Холл"), оказались шикарными. Фильм имел ошеломительный успех, а песню "Из-за острова на стрежень" можно было слышать отовсюду.

"Понизовая вольница" была показана в петербургском "Колизее" (в то время он располагался у Троицкого моста на Кронверкском пр., 11). Там же потом демонстрировались и другие фильмы Дранкова, в основном с подобными душераздирающими сюжетами. Хотя были среди них и серьезные ленты, например, про виды Москвы и Кремль или про встречу государя-императора с английским королем Эдуардом.

Судьба зачинателя русского кино сложилась не слишком-то удачно. Он умер практически нищим в 62 года вдали от родины в Сан-Франциско. А вот судьба российского кинематографа, о вкладе Дранкова в который теперь напоминает название кафе на "Ленфильме", оказалась куда счастливее.

Бристоль, Париж...

Заявив о себе с первых же шагов, петербургский, а затем и ленинградский кинематограф продолжал держать пальму первенства. В 1916 г. известный режиссер Яков Протазанов снял, взяв за основу исключительно петербургский сюжет, фильм "Пиковая дама", который стал одной из самых заметных лент тех лет, дав серьезный толчок развитию всего российского кинематографа.

Снималась лента в нашем городе, однако съемки, как это было принято в то время, проходили исключительно в павильонах. Историки свидетельствуют: остановить киносъемку мог даже простой блюститель порядка, заявивший, что нет такого закона, который бы позволял на улицах "кинематографироваться".

Зато потом, когда кинематографистам удалось вырваться за пределы студийной площадки, Петербург стал играть в их произведениях особую роль, то выступая под своим собственным именем, а то удачно маскируясь под другие города и страны.

Так, режиссер Владимир Воробьев для съемок фильма "Остров сокровищ" превратил Петропавловскую крепость в английский Бристоль.

В крепости же снимал значительную часть сцен для картин "О бедном гусаре замолвите слово" и "Невероятные приключения итальянцев в России" Эльдар Рязанов. Сергей Жигунов в сериале "Три мушкетера" выбрал местом парижского проживания своих героев особняк борона Кельха, который все знают как Дом юриста.

А гостиница "Прибалтийская" стала именно тем местом, где разворачиваются события драмы Петра Тодоровского "Интердевочка".

Сериальная столица

В годы перестройки Петербург снискал славу столицы сериалов. Здесь снимали не только суперпопулярные до сих пор "Убойную силу", "Улицы разбитых фонарей", "Агента национальной безопасности", "Бандитский Петербург", но и костюмные мелодрамы вроде "Бедной Насти" или "Петербургских тайн".

В начале 2000-х интерьеры Дома ученых на Неве превратили в особняк нью-йоркского сыщика, героя сериала "Ниро Вульф и Арчи Гудвин". А дефицитные в то время орхидеи, которые, как известно, этот сыщик обожал, собирали по всем цветочным магазинам города.

В одной из оранжерей Ботанического сада сняли эпизод культового фильма Игоря Масленникова "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". Экскурсоводы до сих пор гордятся этим фактом и обязательно показывают ту историческую дверь, из-за которой появлялся знаменитый сыщик.

А в другом сериале петербуржца Игоря Масленникова – "Зимняя вишня" запечатлен "Толстовский дом" на ул. Рубинштейна, 15–17, или наб. реки Фонтанки, 54.

Загляните – и каждый житель дома обязательно покажет вам подъезд, где жила героиня Елены Сафоновой.

Сейчас кинорежиссер, написавший сценарий четвертой части "Вишни", мечтает о продолжении фильма, первую часть которого снимали при Советском Союзе, вторую – во время перестройки, а третью – в середине 1990-х. Ну чем не пример кинематографа, запечатлевающего на пленке и оставляющего на память потомкам каждое мгновение нашей жизни!

Съемки продолжаются

Сейчас наш город популярен у кинематографистов не менее, чем раньше. Здесь, считают они, можно найти натуру для любых съемок, хотя порой приходится изрядно потрудиться.

Например, Алексею Герману, недавно закончившему съемки фильма о Сергее Довлатове и сейчас работающему над его озвучением, пришлось, по его словам, заниматься реконструкцией города, ведь довлатовских мест Ленинграда начала 1970-х практически не осталось.

Любопытно, что ради съемок "Ленсвет" отключил не только художественную подсветку Петропавловки, но и уличное освещение на Кленовой ул. и ул. Оружейника Федорова, чтобы было как в 1971-м.

Другой режиссер, неоднократно признававшийся в любви к Петербургу, Алексей Учитель, рассказал, что, когда он работал над фильмом "Прогулка", то прошел и снял на пленку маршрут от Аничкова моста до Дома книги, так как именно этот отрезок, на его взгляд, точнее всего символизирует Петербург.

А в фильме про Матильду Кшесинскую, еще не вышедшем в прокат, но уже вызвавшем острые дискуссии, режиссер так растворился в эпохе, что, когда ночью в Екатерининском дворце выстроилась массовка в исторических костюмах, у него возникло полное ощущение достоверности.

Одной из трагических страниц в судьбе города посвящен недавно снятый фильм "Коридор бессмертия", рассказывающий о строительстве и работе Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землей.

Этой же теме посвящена и картина "БлокАда" производства киностудии "Ленфильм". Она повествует о самых тяжелых днях блокады Ленинграда, когда бомба разрушает лабораторию со штаммами смертельно опасных вирусов. Ее съемки начались в феврале этого года.

Снимали в нашем городе и часть сцен для недавно вышедших в прокат фильмов "Ледокол" и "Дуэлянт". Первый представил нам художественное осмысление реальных событий 1985 г., второй – перенес в 60-е гг. XIX в., для чего пришлось перекрывать улицы и маскировать некоторые здания.

А вот название популярного молодежного фильма "Питер FM" без обиняков указывает на место действия. И мост Белинского, расположенный недалеко от Цирка на Фонтанке, играет настолько судьбоносную роль в жизни главных героев, что становится ясно: такая история могла произойти только в Петербурге.

Именно в Северной столице пройдет и V Санкт-Петербургский международный культурный форум, ключевой темой которого станет кино. Его участники подведут итоги Года кино, обсудят роль мирового и российского кинематографа и его связь с другими видами искусств. Кроме того, состоятся премьеры фильмов и встречи с ведущими режиссерами, актерами, продюсерами и кинокритиками.

Министерство культуры РФ представит основные кинопроекты года, в том числе главный информационный ресурс для людей, желающих ознакомиться с историей отечественного кинематографа, – "Чапаев". Кроме того, на форуме будут подведены промежуточные итоги проекта "Кино в городе. Петербургская синематека", в рамках которого состоялось 46 киноклубных показов при поддержке правительства Санкт-Петербурга.

 
По теме
100-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, житель Кировского района Петербурга Марк Эпштейн Элеонора КУРЮМОВА Ветеран Великой Отечественной войны из Петербурга отметил 100-летний юбилей.
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга