Эпопея русской кисти

ФОТО Александра ИСУПОВА

Интеллектуальный клуб газеты «Санкт-Петербургские ведомости» - Лекторий - вновь предоставил читателям возможность посетить авторскую лекцию «Тайны и парадоксы картины «Последний день Помпеи». Гости редакции, слушая историю создания гениального полотна, одновременно подробно рассматривали различные фрагменты картины. 

Специалист Русского музея и автор лекции, счастливая и увлеченная Светлана Конокотина, с энтузиазмом рассказывала про шедевр, делилась фотографиями, сделанными ею в Италии. Возможно, многие из нас побывали в музее под открытым небом - на руинах древнеримского города Помпеи. Тем более интересно узнать интересные детали создания эпического, почти документального полотна, принесшего заслуженную славу русской живописи.

«Последний день Помпеи» (1833) - одна из ключевых картин в истории отечественного искусства - посвящена извержению вулкана Везувий в 79 году новой эры. За два дня от горячей вулканической массы и удушья, под пепельными хлопьями, разрушенными зданиями и падающими камнями погибло несколько тысяч человек. И на долгие века Помпеи остались погребены под семиметровой толщей вулканического пепла. При этом отсутствие доступа кислорода позволило практически в первозданном виде сохраниться зданиям, улицам, фонтанам, статуям и телам… 


Посещение раскопок в 1827 году стало источником вдохновения для художника, мгновенно сделавшего наброски будущего шедевра. Ошеломленный зрелищем, Карл Брюллов написал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего всё забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Живописец работал над своим творением 6 лет. В процессе подготовки к написанию картины он тщательно изучил исторические документы: воспоминания выжившего свидетеля катастрофы Плиния Младшего, письма известного римского историка Тацита. Исследовал материалы археологических  раскопок - архитектуру, предметы быта, скелеты, костюмы и украшения. Стремясь к максимальной достоверности, подлинности изображения, художник создавал множество эскизов, несколько раз менял композицию, стараясь в точности воссоздать реальность.

Результатом такой самоотдачи стало монументальное полотно, вызвавшее культурный шок у всей Европы. Убедительной реалистичности, точной передаче деталей извержения Везувия и землетрясения поражались сейсмологи и вулканологи. А историки с тех пор считают, что картина значительно способствует изучению древнеримской культуры.


Размер творения, сочетающего историю и искусство, - 30 квадратных метров. И, как это обычно бывает при создании шедевра, оно сочетает в себе классическую технику с нарушением традиционных канонов. При написании полотна мастер применял контрастные приемы, соединяя принципы романтизма и классицизма в одной работе. Эмоциональная нагрузка картины также являет резкий контраст между паникой и спокойствием, а трагизм разрушения соседствует с внешней красотой персонажей. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», - делился впечатлениями Гоголь.

Привлекают своей неповторимой разностью и характеры изображенных героев. Мастер обнажает состояние человеческих душ перед лицом неотвратимого бедствия. Благородство, помощь близким соседствует с низменными инстинктами. Здесь юноша, не желающий оставлять слабую мать, и мародер, успевающий прихватить драгоценности. Животному страху языческого жреца, забывшего своих богов, противопоставляется мужество служителя новой веры, - христианского священника, надеющегося на воскресение. 

Отцы, матери, дети, старики и влюбленные, - все они кажутся нам живыми скульптурами благодаря мастерски переданной пластике - изображению человеческих чувств при помощи движения. Тут нашлось место и автопортрету самого автора, - спокойное выражение лица художника, несущего ящик с красками и кистями, олицетворяет человека совсем из другой эпохи, наблюдателя драмы. Подобный прием значительно усиливает эффект присутствия со стороны зрителя.

Гениально передано и световое решение - Брюллов стремился к максимальной реалистичности в передаче игры светотеней: свет от извержения огненной лавы освещает происходящее на заднем плане, а яркий блеск молнии озарил переднюю часть сцены действия. Потрясающими спецэффектами автор усилил накал эмоций, драматизм, напряженность сюжета…


Итальянцы, превозносившие собственную живопись над мировой, изначально не верили в успех русского художника (хотя портретные работы Брюллова всегда были востребованы в Европе) и даже откровенно насмехались над проектом. После завершения картины те же итальянские ценители искусства называли живописца не иначе, чем Великий Карл. Ведь наряду с созданием непревзойденного художественного шедевра этот Карл героизировал историю Римской империи.

С патриотическим подъемом картину приняли и на родине, в Петербурге. О произведении восхищенно отзывались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.И. Тургенев и множество других талантливых литераторов. Вальтер Скотт признался художнику: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но вы создали много больше. Это - эпопея…». 

Русская живопись благодаря К. Брюллову окончательно перестала считаться ученицей великой итальянской школы. Почитатели искусства из разных стран называли полотно лучшей картиной столетия. А поэт Е. Баратынский выразил всеобщее признание Мастеру известными строками:

«Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!»
  • Олеся Алексеева
  •  
    По теме
    РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МИСТЕРИЯ - Мой район В канун Рождества на протяжении уже более четверти века многие поколения петербуржцев со своими детьми посещают «Рождественскую мистерию» — спектакль, создающий удивительно светлое, праздничное настроение.
    14.12.2018
     
    Главный режиссер Театра им. В.Ф. Комиссаржевской поделился с корреспондентом «Невских новостей»  впечатлениями от премьеры спектакля «Матренин двор».
    14.12.2018
    Опубликован трейлер фильма «Союз спасения» о первых декабристах - Петербургский дневник Главные роли в проекте сыграли Максим Матвеев и Павел Прилучный Фото: Наталья Сергеева/«Петербургский дневник» В пятницу, 14 декабря, Первый канал официально представил дебютный трейлер фильма «Союз спасения»,
    14.12.2018
     
    На место ЧП прибыли 15 пожарных машин. Фото: группа "ДТП и ЧП" "Вконтакте". - Комсомольская правда Пока сотрудники не дают прогнозов, когда аттракционы будут готовы принять гостей Надежда ФАТКУЛЛИНА В четверг, 13 декабря, в сауне аквапарка «Питерлэнд» в Петербурге было по-настоящему жарко.
    14.12.2018 Комсомольская правда
    25-летняя Каролина Саркисян дала эксклюзивное интервью «КП» Александр РОГОЗА @rogozavr Вчера стало известно, что суд арестовал сотрудников московской клиники пластической хирургии «Сфера»,
    14.12.2018 Комсомольская правда
    18-летний молодой человек, который уже ранее был известен правоохранителям, так как попадался на кражах Фото: sledcom.ru Под арест отправили 18-летнего жителя поселка Вырица за сексуальную связь с несовершеннолетней.
    14.12.2018 Петербургский дневник
    Апелляцию о смягчении Мамаеву меры пресечения рассмотрят в Мосгорсуде 18 декабря Фото: ФК «Краснодар» Адвокат футболиста «Краснодара» Павла Мамаева Игорь Бушманов сообщил о том,
    14.12.2018 Петербургский дневник
    В Петербурге стартовал Год театра в России - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии торжественно открыт Год театра, объявленный Президентом России Владимиром Путиным.
    13.12.2018 Администрация г. Санкт-Петербурга
    В канун Рождества на протяжении уже более четверти века многие поколения петербуржцев со своими детьми посещают «Рождественскую мистерию» — спектакль, создающий удивительно светлое, праздничное настроение.
    14.12.2018 Мой район
    Мария Позина Художник Бартенев оденет героев "балетоперной" сказки В новом столичном концертном зале готовят спектакль "Щелкунчик", в создании которого принимает участие мастер эпатажа, художник и дизайнер Андрей Бартенев.
    14.12.2018 Metro Петербург
    «Газпром арена» покрылась льдом - Moika78.Ru Подготовка стадиона к хоккейному матчу. Фото: Газпром арена В Петербурге «Газпром арену» продолжают готовить к хоккейным матчам.В центре стадиона появилось поле, покрытое льдом.
    13.12.2018 Moika78.Ru
    Определились соперники "Зенита"  в плей-офф Лиги Европы - Петербургский дневник Жеребьевка 1/16 финала Лиги Европы пройдет в швейцарском Ньоне в понедельник 17 декабря в 15:00 (по московскому времени) Фото: ФК «Зенит» «Зенит», несмотря на поражение (0:2) от пражской «Славии»,
    14.12.2018 Петербургский дневник
    Север КАД перекрыт из-за массового ДТП - Moika78.Ru ДТП на КАД 14 декабря. Фото: ФКУ Упрдор "Северо-Запад" ДТП с участием 12 машин стало причиной перекрытия движения по внутреннему участку КАД в Петербурге.
    14.12.2018 Moika78.Ru
    Пока сотрудники не дают прогнозов, когда аттракционы будут готовы принять гостей Надежда ФАТКУЛЛИНА В четверг, 13 декабря, в сауне аквапарка «Питерлэнд» в Петербурге было по-настоящему жарко.
    14.12.2018 Комсомольская правда
    Он нарушил закон о закупках Фото: «Петербургский дневник» Прокуратура Петроградского района проверила процедуру закупок для нужд администрации ВМО МО «Кронверкское».
    14.12.2018 Петербургский дневник