Искусство для своих: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама

Искусство для своих: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Фото: cdn.spbdnevnik.ru
Автор: Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

На этой неделе в широкий российский прокат выходит самый крупный долгострой в обширной кинокарьере именитого американского режиссера Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота». Картина венчала минувший Каннский кинофестиваль и вызвала у специалистов неоднозначные отзывы, среди которых были и чрезмерная похвала, и излишняя критика.

«Петербургский дневник» новую работу Гиллиама оценил и советует ее к просмотру всем поклонникам постановщика, которые не переставали верить в его талант.

Автор: Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

Каждый из нас – сын своих дел

Талантливый и популярный режиссер-рекламщик Тоби (Адам Драйвер) ведет безуспешную работу над своим новым проектом. Ничего у съемочной группы не получается, кто-то ведет себя глупо, кто-то и правда ничего не понимает в работе, а у Тоби куда-то запропастилась муза.

Вдохновение у постановщика появляется в один из вечеров, который он проводит в шумной компании своих коллег. С одной стороны давний и мелочный продюсер (Стеллан Скарсгард), с другой – его супруга (Ольга Куриленко), которое давненько положила на Тоби, да и на всех остальных мужчин в округе, глаз. Где-то за спиной героя сипло дышит и злостно растягивает улыбку русский олигарх Мишкин (Хорди Молья).

В этот честной компании Тоби встречает уличного торговца, который отдает ему DVD-диск. На уже помятой и пожелтевшей коробке красуется надпись: «Человек, который убил Дон Кихота» - это первый фильм Тоби в карьере, принесший ему богатство, славу, почет и прочие почести. Снимал эту картину тогда еще совсем юных кинематографист в глухой испанской деревеньке, не с профессиональными актерами и с минимумом средств. Именно там Тоби сиюминутно решает искать свою музу.

Впрочем, на указанной локации от его бывших артистов-любителей ничего практически нет. Цирк уехал, остался только старый сапожник Хавьер (Джонатан Прайс), который теперь больше напоминает посмешище, но все еще продолжает мнить себя тем самым Дон Кихотом. По весьма странному и нелепому стечению обстоятельств Тоби применяет на себе личину верного оруженосца (или как выражается сам Хавьер – броненосца) Санчо Панса и следует за спятившим сапожником на встречу приключениям.

Автор: Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

Кроме смерти, на свете все поправимо

В самом начале 90-х годов Терри Гиллиам, тогда уже снявший один из своих главных шедевров «Бразилию» все с тем же Джонатаном Прайсом, позвонил одному знакомому продюсеру и предложил ему снять фильм об этом из главный литературных персонажей в истории, герое книг Сервантеса Дон Кихоте.

Идея Гиллиама получила лишь восторженные отзывы, но до выхода фильма на широкий экран прошло почти тридцать лет. Сперва главной проблемой «Дон Кихота» были деньги, после необходимых финансовых вливаний Гиллиам, успевший до этого снять почти легендарную картину «12 обезьян», вновь вернулся к работе. В 2000 году съемочная команда приземлилась в Испании, где почти тут же начался сильнейший ураган. Чуть позже серьезную травму получил главный актер Жан Рошфор – работа над «Дон Кихотом» вновь заморозилась.

Затем начались и другие проблемы – юристы, болезни, очередная пустая казна, а позже случилась настоящая трагедия – Жан Рошфор скончался. Ходили слухи, что на роль Дон Кихота могли взять еще одного легендарного артиста – Джона Херта, но британец умер в том же году, что и Рошфор. Не будем долго углубляться в чудовищные проблемы, которые Гиллиам встретил при работе над этим проектом. Достаточно лишь посмотреть документальную картину «Затерянные в Ла-Манче», режиссерами которой хоть и значатся Кит Фултон и Луис Пепе, но с экрана о крахе «Дон Кихота» в первую очередь вещает сам Гиллиам.



Два года назад на Каннском кинофестивале Гиллиам заявил о старте очередной попытки снять «Дон Кихота» и в июне 2017 года режиссер официально объявил о финише своего самого главного кинодолгостроя в карьере. «Дон Кихота» привезли на все тот же Каннский кинофестиваль, но теперь в 2018 году. Думаете это счастливый финал? А вот и нет. Португальский продюсер фильма Гиллиама Паулу Бранку попытался заблокировать премьеру картины из-за того, что «Дон Кихот» не попал в основной конкурс смотра, а оказался лишь картиной закрытия. Суд в Париже все же принял сторону постановщика, но судебные распри за авторские права Гиллиам все же проиграл. Так или иначе, «Дон Кихот» был показан и наконец-то добрался до отечественных кинозалов.

Автор: Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

На основе глупости разумного здания не возведешь

Кстати, каннское жюри приняло «Человек, который убил Дон Кихота» весьма равнодушно. Оно и понятно, эксперты ждали от Гиллиама не просто фильма, а картины, которую обычно режиссеры баснословно называют «главной в своей карьере». Однако «Дон Кихот» оказался весьма классическим проектом Гиллиама, но это сказано совсем не в укор создатель. Его работа и правда вобрала в себя основные черты многих его работ, заставив публику вспомнить, за что мы все любим Гиллиама.

Напомним, что с 2013 года, после выхода драмы-утопии «Теорема Зеро» с Кристофером Вальцем, Терри Гиллиам ничего не снимал. Все пять лет он трудился над «Дон Кихотом», который превратился для него в некое подобие Священного Грааля. Без особых преувеличений можно сказать, что именно поиски этого редкого и, видимо, мифического артефакта была для персонажей фильмов Гиллиама главной задачей. Это происходит и в одном из выпуском «Монти Пайтона», и в «Короле-рыбаке» и «Стране приливов».

С другой стороны, Гиллиам не только ищет Грааль, он умело превращает свои поиски в набор удивительных, как будто заколдованных кадров, стоит вспомнить его «Воображариум доктора Парнаса». Конечно, Гиллиам иногда перегибает палки и бросается не поход, а в бешенный трип, тогда на в прокат выходит что-то в стиле «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

Не забывает Гиллиам и о юморе, который в его творчестве всегда был главной связующей всех историй. Пожалуй, режиссер ни разу не опускался ниже уровня «Монти Пайтона», продолжая работать в этом направлении и до сегодняшнего дня.

Автор: Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

Повелевать всегда приятно, хотя бы даже стадом баранов

Обсуждать саму книгу Сервантеса не имеет никакого смысла. Стоит отметить лишь тот факт, что писатель пытался иронизировать над рыцарскими романами, но в итоге создал образ, пусть и странного, но высокодуховного, честного и бравого человека. Гиллиам в своем стиле перекладывает понятие рыцарства на творчество, и его герой лирический герой уже не бросается на мельницы с копьем на перевес, а держит в руках камеру и хлопушку, отбивающую дубли.

Гиллиам великолепно иронизирует над собой, над своими неудачами в пути к экранизации Сервантеса. Однако невозможно догадаться, с каким именно персонажем картины Гиллиам себя ассоциирует. Тоби – талантливый, но ограниченный во многих вещах? Хавьер – истинный одинокий странник с опилками в голове? А может даже сам олигарх Мишкин, который проводит в своем замке удивительные по красоте и статусности баллы, который ровным счетом ничего не значат?

Гиллиам, представляя свой фильм в Каннах, утверждал, что даже рад так долго поработать над сценарием романа, который он тридцать лет назад считал неэкранизируемм, но при просмотре ленты складывается ощущение, что сценариев было два и их просто склеили вместе, забыв прописать центральный сюжет. Сперва Тоби и Хавьер встречаются, знакомятся вновь и отправляются в путешествие, где им приходится повстречать множество весьма забавных личностей, но во второй части происходит «истинный Гиллиам» - фактически фурор абсурда, в котором сказка и шоу начинают граничить на каком-то невидимом уровне.

Совсем не радуют в «Дон Кихоте» второстепенные персонажи, они плоски и излишни для основной истории. Без приставаний жены продюсера точно можно было легко обойтись. Современные шутки в стиле спрятавшихся террористов и отсылок к Дональду Трампу также можно было избежать, но Гиллиам не умеет вести себя по-другому. В его историях происходит настоящее смешение жанров, ролей, шуток, историй и костюмов, а завершает все это пышный фейерверк или просто прогулка двух соратников по бескрайним испанским пескам, но это уже нюансы.

«Человек, который убил Дон Кихота» далеко не лучший фильм Гиллима и уж тем более не главный в его жизни, но он личный, трогательный, смешной и яркий. Видимо, именно такое кино режиссер должен создавать после 20 с лишним лет безуспешного труда. Посмотреть его нужно всем фанатам Гиллиама и людям, которые еще верят в сказку без начала и конца.

«Человек, который убил Дон Кихота» в кино с 27 сентября.

  • Текст
  • Дмитрий Гинкель
  •  
    По теме
    Журналисты застали певицу и актрису Наталию Орейро при выходе из поезда, ехавшего из Петербурга в Москву Элеонора КУРЮМОВА Наталия Орейро тайно побывала в Петербурге на съемках нового фильма и уехала в Москву.
    В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
    Spbdnevnik.ru