7 ноября в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялась II международная научно-практическая конференция «Архитектоника современного искусства». Автором концепции, организатором и модератором мероприятия выступила профессор кафедры философии, истории и теории искусства, доктор философских наук Елена Эдуардовна Дробышева. На участие в конференции было подано 29 заявок от исследователей в области философии, культурологии, искусствоведения и психологии искусства – как теоретиков, так и практиков. География «Архитектоники современного искусства» в 2017 году была представлена докладчиками из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Саратова, Томска и города Слупска (Польша). Конференция проходила в мемориальном кабинете истории хореографического образования. Всех докладчиков на регистрации встречали с революционными красными гвоздиками волонтеры – магистранты и аспиранты Академии.
Конференцию открыла проректор по науке и развитию Академии доктор искусствоведения С.В. Лаврова, отметив во вступительном слове, что ряд революционных процессов ХХ века во многом кардинально изменил современное художественное пространство. Также Светлана Витальевна напомнила о взаимосвязи русского балета и революционных событий 1917 года, повлиявших на развитие балета и искусства в целом на протяжении всего ХХ века.
Темы взаимодействия, взаимовлияния искусства и революций в широком смысле слова были раскрыты в докладах преподавателей, аспирантов и магистрантов Академии Е.Э. Дробышевой, Е.Н. Байгузиной, С.В. Лавровой, А.И. Коротковой, Н.С. Шабалиной, Ю.А. Смекалова, О.А. Виноградовой. Состояние театрального мира в Петрограде 1917-го году красочно описала О.И. Розанова, кандидат искусствоведения, доцент Академии. На особенностях современного художественного процесса сконцентрировали свое внимание гости конференции Е.А. Бабошко (Томск), Т.В. Павлова (Саратов), аспиранты петербургских вузов С.А. Семенчук и П. Алексеев. Одним из самых ярких стало выступление коллеги из Польши – М.О. Александрович, кандидата психологических наук, доцента, заведующей кафедрой психологии Поморской Академии. Мария Олеговна рассказала о революционном изменении в национальном польском балете с приходом в него Конрада Дворжецкого – танцовщика и хореографа. Запомнился и провокативный доклад профессора СПбГУ, доктора философских наук Е.Г. Соколова.
М.О. Александрович
Е.Э. Дробышева
О.И. Розанова
Е.А. Бабошко
Ю.А. Смекалов
О.А. Виноградова
По результатам конференции планируется издание сборника статей очных и заочных участников, чьи исследования в совокупности охватывают основные тенденции в истории искусства ХХ – начала ХХI века, заданные чередой революций: от политических до технологических.
Фото: В. Васильев