Алексей Шевченко: Из детства уходить не хочется

Алексей Шевченко, петербургский детский писатель, поэт, прозаик, актер, педагог, считает, что жизнь человека – это сказка, которую каждый сочиняет для себя сам. Она может быть веселой или грустной, но очень важно, чтобы эту сказку полюбили другие.

Таким или примерно та­ким предисловием предваряют издатели книжки Алексея Шевченко, многие из которых можно будет найти на стендах «Детгиза» в рамках очередного Санкт-Петербург­­ского книжного салона, который сегодня открывается в Гавани. Книги и журнальные публикации Алексея Шевченко хорошо известны юным читателям: его скороговорки, шутки, скорочиталки, добрые и веселые стихи-загадки публиковались в журналах «Мурзилка», «Хрюша и компания», «Костер», «Чиж и Еж» и принесли ребятам много пользы в освоении искусства правильно говорить на родном языке. Любовь к слову автор вынес из детства. А вот настоящим поэтом почувствовал себя, уже будучи взрослым, случилось это с ним внезапно – и навсегда.

Вприпрыжку за стихом

– Говорят, что писателем надо родиться, но когда я родился, то понял, что я еще не писатель. А вокруг их было очень много, они каждое утро разговаривали со мной. Телевизора у нас тогда не было, и голоса писателей звучали по радио, и происходило удивительное: в моей комнате исчезали стены, и я с доктором Айболитом оказывался в Африке. С человеком рассеянным с улицы Бассейной никак не мог уехать из Ленинграда в отцеп­ленном вагоне. Вместе с пернатыми и хвостатыми героями передачи «Вести из леса» бывал в поле, в лесу, на берегах рек и озер.

Невероятное количество разных историй, сказок и стихов мне рассказывала моя бабушка. Вот кто мог бы стать настоящим писателем. Затем я научился читать и пошел в школу, но и там я не стал писателем, в школе я был списывателем. Прошло 20 лет, и со мной произошла удивительная история. Дело было в Красном Селе, что под Петербургом: бежал я по звонкой тропинке вдоль железной дороги, было июньское солнечное утро, искрилась трава, густо усыпанная росой, и сами собой появились стихи: Подорожник лопоухий/Развалился у тропинки/Лягушата-малышата/Под листочком моют спинки/Намываются до блеска/Светлой утренней росой!/Здесь и я помою ноги/Если пробегу босой!

В последней строчке я сбиваюсь с ритма, но ведь это же самое первое стихотворение! С тех пор я не могу остановиться, вот уже почти сорок лет все пишу, пишу… И почему-то для детей: наверное, из детства уходить не хочется…

На детском языке

Этот рассказ, незатейливый и искренний, звучит как начало разговора о простых, но очень важных вещах, которые призваны помочь маленькому человеку стать большим. Во всех смыслах этого слова. Добрые книжки Алексея Шевченко – это и есть разговор с детьми, который поэт ведет на понятном им языке. Все дети от рождения талантливы, так что говорить с ними на одном языке – и значит писать талантливо. Шевченко это удается на протяжении последних сорока лет. А первые поэтические опыты он предпринял еще в школе: шестиклассником перевел с немецкого романтическую балладу Брентано «Лорелея», за что юному литератору потом прощали плохие оценки по русскому.

Он давно уже понял, как важно, чтобы в самом начале пути в тебя поверили те, кому ты и сам по-настоящему веришь. Тогда это были его первая учительница Ленина Порфирьевна Орлова и, конечно, бабушка, привившая внуку любовь к чтению. А потом он стал завсегдатаем библиотеки имени Крылова на углу улиц Правды и Социалистической, где библиотекари его не раз запирали в запасниках, забыв про юного книгочея, потерявшего счет времени. Были и другие тайные знаки, намекавшие на литературное будущее Алексея. Не случайно, наверное, он подружился в детстве с внуком известного писателя Соколова-Микитова, часто бывая в его карачаровском доме, где плотничал дядька Алексея. Может, когда мальчик ел сотовый мед из рук знаменитого путешественника, он и проглотил вместе с ним опасную «бациллу творчества». А огромный мир живой природы с трехлетнего возраста стал для мальчика родным: он сознавал себя его частью, когда привычно бежал по узкой лесной тропке в чащу – но с тропки, по бабушкиному наказу, не сворачивал… Здесь он жил по своим законам, которые не действовали дома. Строил свои миры, будучи их героем и творцом. И, как оказалось, сохранил в себе это детское мироощущение навсегда. Именно оно проснулось в нем с новой силой тем ранним утром, когда взрослый уже парень бежал по упругой от влаги тропинке. И кто-то сверху вдруг стал надиктовывать ему строчки про лопоухий подорожник…

Стихи Алексей показал другу Игорю Давыдову, который сам грешил литературой и учился у Германа Гоппе. Приятель в свою очередь отнес эти опыты Вячеславу Кузнецову, с восторгом передав Алексею отзыв профессионала: у парня талант! «Я с ходу в это поверил и… написал потом столько чуши!» – смеется Шевченко. А потом была настоящая школа: дружба с писателями Виктором Максимовым и Галиной Новицкой, а главное – семь лет учебы в литературной студии Николая Андреевича Внукова при издательстве «Детская литература». Начинающего поэта очень поддержала тогда Наталья Юрьевна Крудова – прапра­внучка баснописца Крылова, бесстрашная укротительница и актриса, которая, по мнению Шевченко, как никто, умеет писать о животных. Выживанию в литературном мире Алексея учила и редактор его первой книжки Инна Константиновна Тарасова. Молодому писателю устоять на ногах без поддержки друзей было и правда мудрено. И Шевченко безмерно горд тем, что выпустить первый стихотворный сборник его сподвиг не кто-нибудь, а именитый ахматовед Михаил Михайлович Кралин, работавший тогда в «Детгизе». Книжка называлась «В реке купались облака». А ее автор купался в счастье, потому что сбылась его заветная мечта: сам Глеб Горбовский написал на эту книгу благожелательную рецензию. И с художником ему сразу повезло: первые три книжки молодого автора иллюстрировала Елизавета Юрьевна Васнецова, с которой он еще надеется поработать.…

Дерзание и вера

Но везение, как известно, – лишь награда за упорный труд. Всякое потом бывало, и когда коллеги на литературных семинарах критиковали его наотмашь, друзья и учителя призывали стоять на своем – потому что однажды и навсегда поверили в то, что Шевченко – писатель настоящий. Этой верой он жив до сих пор, поскольку она теперь надежно подкреплена любовью читателей. Да он и сам давно уже стал опорой и учителем для тех, кто мечтает стать писателем. Литературная студия «Дерзание» при Дворце творчества юных, в которой уже два десятилетия преподает Алексей Анатольевич, занимает одну из удивительных комнат Аничкова дворца. Под высокими стрельчатыми сводами бывшей детской спальни будущего царя в любую погоду светло и тепло. А еще здесь на удивление легко дышится, хотя в воздухе витает легкий запах книжной пыли и старого дерева – наверное, так пахло в библиотечных запасниках, где некогда дневал и ночевал будущий писатель. А теперь немало молодых учеников старейшей в стране литстудии (с благословения Самуила Маршака она существует уже семьдесят пять лет) стали подающими надежды литераторами. Среди недавних – уже заявившие о себе поэты Дмит­рий Нилов и Элина Леонова, чьи имена учитель произносит с гордостью.

В этом году у Алексея Шевченко вышли четыре книжки сказок, притом что вовсе не в его правилах обивать пороги издательств. Он просто научился быть нужным своему читателю, то есть делать свое дело лучше многих других. Сейчас он работает в прочном тандеме с издательством «Мир ребенка», которое пользуется крепкой репутацией среди профессионалов и читателей. А издательство «Детгиз» наверняка еще не раз переиздаст бестселлеры Шевченко из авторской серии «Я читаю без запинки» – «Сорок сорок», «Дали Даше карандаш», «Что творится в голове». Книжки эти вряд ли состарятся, потому что надиктованы любовью к детям. «Детство – это заповедная зона», – не устает повторять Шевченко, который вопреки всему поддерживает в своих читателях веру в то, что мир вокруг них прекрасен и добр. Эта вера и даст им силу победить плохое.

Татьяна Позняк
На фото: Иллюстрация из книги А. Шевченко «Загадочный Петербург», художник А. Кабанин 

 
 
По теме
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
Современные аспекты ВИЧ-инфекции – проведение до и после тестового консультирования - Елизаветинская больница Сегодня в Елизаветинской больнице прошла лекция врача-методиста СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Петровой Вероники Геннадьевны на тему «Современные аспекты ВИЧ-инфекции.
Елизаветинская больница
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга