Александр Горчилин: Мы никогда ничего не говорим напрямую

Александр Горчилин. Фото Предоставлено организаторами
Александр Горчилин и Филипп Авдеев на съёмках "Кислоты". Фото Предоставлено организаторами
Александр Горчилин. Фото Предоставлено организаторами
Филипп Авдеев, Арина Шевцова и Александр Горчилин на съёмках "Кислоты". Фото Предоставлено организаторами
Александр Горчилин и Александр Кузнецов на съёмках "Кислоты". Фото Предоставлено организаторами
Филипп Авдеев, Александр Горчилин и Александра Ребенок на съёмках "Кислоты". Фото Предоставлено организаторами
Филипп Авдеев, Александр Горчилин и Александр Кузнецов. Фото Предоставлено организаторами
Филипп Авдеев, Александр Горчилин и Александр Кузнецов. Фото Предоставлено организаторами
Филипп Авдеев и Александр Горчилин на съёмках "Кислоты". Фото Предоставлено организаторами
Александр Кузнецов, Александр Горчилин и Филипп Авдеев. Фото Предоставлено организаторами
Александр Горчилин. Фото Предоставлено организаторами
Александр Горчилин и Савва Савельев на съёмках "Кислоты". Фото Предоставлено организаторами
Александр Горчилин на съёмках "Кислоты". Фото Предоставлено организаторами
Александр Горчилин на съёмках "Кислоты". Фото Предоставлено организаторами
Александр Кузнецов, Александр Горчилин и Филипп Авдеев.
Александр Горчилин и Филипп Авдеев на съёмках "Кислоты".
Филипп Авдеев, Александр Горчилин и Александра Ребенок на съёмках "Кислоты".
Фото: ss.metronews.ru
  • Яна Цыпцына
  • Фильм Горчилина "Кислота" в прокате с 4 октября

    4 октября в российский прокат вышел фильм "Кислота". Это то редкое для нашей страны кино, в котором не только серьёзно говорится о молодёжи, но и диалог этот ведёт сама молодёжь. Потому кино вышло честным и искренним, а  затронутые проблемы действительно актуальными для современных 20-летних.

    Фильм взял приз за лучший дебют на Кинотавре 2018. Мы поговорили с 26-летним дебютантом, режиссёром "Кислоты" и актёром "Гоголь-центра" – Александром Горчилиным о Серебренникове, о новом опыте в кино, о театре.

    – Каково было стать режиссёром? Если я не ошибаюсь, это твой первый опыт самостоятельных съёмок полного метра.

    Александр Горчилин: Жёстко. Весь опыт пришлось черпать из моих актёрских наблюдений со стороны. Сабина Еремеева, наш продюсер, решила запустить меня как дебютанта, я очень удивился этому сначала. Это надо быть таким панком внутри, чтоб довериться мне и нам всем. Она как-то полюбовно всё это сделала. Оберегала, всегда была рядом. Понимаешь, у меня вот такой был экстренный ввод в курс дела. Как когда ты в самолёте и тебе уже там инструкцию дают, как прыгать с парашютом, но только тебе хороший человек грамотно всё объясняет. И ты быстро, за три месяца уже раз! И что-то в кино понимаешь.

    Александр Кузнецов, Александр Горчилин и Филипп Авдеев.

    Предоставлено организаторами

    Фото:

    – А если снова предложат что-то снять, не откажешься?

    А.Г.: Смотря что предложат. Но у меня нет цели поставить на конвейер творчество и снимать одно кино за другим из-за того, что я снял фильм, и из-за того, что мы получили приз. Мало того, что это ничего не значит для себя самого, ты ведь от этого лучше не становишься, навыка у тебя больше не появляется. Дело в том, что мы этот фильм делали с сознанием почему мы это делаем, для чего, на тот момент у нас не было вопросов. Но я пока не понимаю, про что я хочу снимать. Вот пойму – сделаю. Не пойму – ну, значит, не сделаю. Либо скурвлюсь и вообще не буду творить.

    – Как-то успел посоветоваться с Кириллом Семёновичем (Серебренниковым – прим.ред.)?

    А.Г.: Первое, что я сделал, два года назад, когда вся эта история закрутилась, я пришёл к Кириллу Семёновичу испуганный и говорю: “Как это я сейчас снимать буду?”. Он говорит: “Саша, ну ты же актёр? Так в чём проблема-то? Сыграй в режиссёра и не морочь себе голову. Ты же видел, как я работаю, как работают другие режиссёры”. И не то что бы я потом просто имитировал или пародировал это всё, но интуитивно я всё понимал, это же во мне откладывалось. И этот опыт не мешал собственному ходу мысли.

    – А не хватает каких-то театральных элементов в кино? Хотелось бы туда что-то театральное привнести?

    А.Г.: А я не чувствую этой границы. Я знаю, что наш театр киношники очень любят, потому что всё же Кирилл Семёнович за киносуществование гоняет. И понятно, что у него элемент театральности есть, в плане того, как происходят переходы, или в декорациях и костюмах она присутствует. Но по сути своей, он нас всё равно придерживает в рамках киноистории. В кино надо уметь отстраниться и увидеть внутри себя всю картину целиком, понять, что где-то твоё минутное желание сделать что-то яркое и неожиданное не всегда оправданно и не всегда будет вписываться в общую структуру. Надо всё равно придерживаться замысла и общей стилистики.

    – А как была выбрана стилистика такая для “Кислоты”?

    А.Г.: Это что-то очень ощущенческое. Мы садимся, обсуждаем вместе со сценарием. И начинаем задавать детские вопросы: “А в каком ты это цвете видишь? А это пустота или что-то наполненное? Мы делаем про тему или углубляемся в персонажа?”.  Всё в итоге сходится из того, как ты чувствуешь этот сценарий, как ты видишь эту картинку.  Естественно, в процессе тебя может заносить. Это в театре ты лепишь сразу от начала до конца, и потом долгий репетиционный процесс. А на съёмках ты кусочки собираешь. Начинаешь с финальной сцены, продолжаешь где-то в середине, а где-то в конце съёмок делаешь первую сцену.

    – Не было такого, что вдохновлялся любимыми режиссёрами? Я, например, в сцене с танцующим на унитазе младенцем отчётливо увидела Линча.

    А.Г.: Ну это, конечно, общее, когда что-то сюрреалистическое появляется, обязательно надо сказать, что это – Линч (смеётся). Ну да, это мой любимый режиссёр, один из многих. Но, знаешь, моё сознание больше расположено к вот таким сценам как сцена сна, поэтому я здесь не думал про Линча. Мы её сочиняли по ходу, и этот младенец появился на монтаже уже. И пробежка Пети была сочинена уже на съёмках. Ну и это же сцена сна, во сне позволительно делать всякое, сны на то и сны. Просто Дэвид Линч снимает всё как один большой сон, а у нас всё же есть место реальному. Но я пытался какое-то психоделичное состояние внутреннее удержать внутри фильма, но не акцентируя на нём, а сделать это через восприятие, через внутреннюю путаницу. У нас начальный герой – это квинтэссенция всего того, что происходит дальше в фильме. Этот мальчик, который прыгает, он по сути являет собой всех персонажей фильма. На нём всё сошлось, он прыгнул, а дальше все эти его маленькие осколки проявляются в разных отношениях в других персонажах.

    – Хотела ещё спросить по поводу музыки. Её ведь почти нет...Это вы так сразу придумали или потом пришло ощущение, что она не нужна?

    А.Г.: Здесь моя техническая ошибка. Я как не понимал, так и не понимаю, как вообще в кино происходит написание саундтрека. Он сочиняется до или после? Из-за того, что я не понимаю этого, потому и нет фильма в музыке. Ну вообще мы не планировали делать какую-то развлекаловку или помогать кино музыкой. Потому что интересней и сложней по задаче сделать так, чтобы кино говорило само за себя в тишине. Мы на монтаже в панике пытались вставить какие-то треки, но они почему-то не вставали. Не было в этом какой-то органики, они мешали, делали всё очень пошлым.

    – “Кислота” – это фильм про поколение 20-летних или про всех?

    А.Г.: Я не могу взять на себя смелость и говорить, что я снял кино про поколение. Да, фильм – это не высказывание, а разговор. Про публичное одиночество, про непонимание, но там, помимо диалога и, иногда, конфликта поколений, всё равно больше про любовь. Все персонажи эту любовь не могут проявить или высказать от страха, недоверия или потому что это замещается какими-то другими вещами. Как оно обычно и в жизни бывает. Мы же напрямую никогда ничего друг другу не говорим.

    – Саша, а у тебя было желание набрать для фильма в основном знакомых людей?

    А.Г.: Наоборот, я хотел максимально уйти от того, чтобы работать с кем-то из “Гоголь-центра”, а с Филиппом (Филипп Авдеев – актёр "Гоголь-центра", давний друг Горчилина, в "Кислоте" исполнил главную роль – прим.ред) просто так вышло. Он честно на общем основании ходил на пробы. Раз десять ходил, я его дольше всех промучил. У меня были какие-то подозрения и страхи по поводу того, как нам работать вместе. Потому что надо преодолеть себя. Ведь когда вы с человеком много лет играете вместе, здесь надо суметь без скептицизма отнестись к другу как к режиссёру или автору фильма, найти новый диалог. Но, в итоге, мне с ним было очень легко и здорово.

    Александр Горчилин и Филипп Авдеев на съёмках "Кислоты".

    Предоставлено организаторами

    Фото:

    – Вы взяли награду за “прорыв”...

    А.Г.: “Прорыв” канализационной трубы (смеётся).

    – У тебя же вышло несколько успешных фильмов. “Ученик”, “Лето”, теперь “Кислота”, спектаклей столько в театре, в Канны зовут. Есть ощущение, что карьера пошла в гору, пришёл успех?

    А.Г.: У меня? Со мной такого не было, чтоб я раз – и проснулся знаменитым. И, видимо, уже не будет, потому что я и не стремлюсь к такому. У меня нет тысячи предложений. Я понимаю, что сейчас это актуально, мы встречаемся и даём интервью, но закончится премьера, и ты опять никому не нужен. Моя карьера ни в какой рост не пошла, но я и не карьерист в этом смысле. Я бы хотел, наверное, работать чуть больше, но просто то, чего я хочу, этого так мало, и я так мало умею...Я прекрасно понимаю свои диапазоны – что я могу, а что я не могу. Я понимаю, что максимум, что я могу, это как-то развиваться.

    Филипп Авдеев, Александр Горчилин и Александра Ребенок на съёмках "Кислоты".

    Предоставлено организаторами

    Фото:

    – “Чего ты хочешь, этого мало”. А чего бы ты хотел?

    А.Г.: Интересных историй, умных, необычных.

    – Именно кино или театр? Или это не имеет значения?

    А.Г.: С театром, в этом смысле, мне очень хорошо, потому что я действительно занимаюсь тем, что я люблю. Видимо, поэтому я так не озабочен карьерой. После того, как ты делаешь какие-то необычные, классные истории, сниматься в сериале как минимум странно. Чтоб денег заработать? Ну я полжизни прожил без денег, и дальше проживу. У меня есть какой-то средний баланс, но вот не могу я себе купить сони плейстейшн, уже хочу год её купить себе, и не могу. Ну ничего, накоплю. Но идти и сниматься для этого...Моё сознание не может подключиться к этому. Я не могу, не умею. Поэтому у меня карьерного роста никакого не произойдёт, пока я из себя эту дурь не выбью, но только я не считаю это дурью. Поэтому мне сложно работать.

    – Значит, планы пока просто продолжать играть в театре...

    А.Г.: Да нет никакого плана. В этом, может, я и плох, но я действительно не инициативный человек. Это не хорошо, и не плохо, просто я такой. А кто-то другой.

    – С чего бы советовал начать знакомство с Гоголь-центром?

    А.Г.: Здесь всё зависит от человека. Я просто понимаю, что некоторые вещи неподготовленного человека могут испугать. Или наоборот бывает, думаешь, что человека это испугает, а он приходит в таком восторге и ему дальше только ещё сильнее подавай. Так что начать можно с чего угодно. Здесь абсолютно разное есть. Люди читают про это и приходят. Пусть придут, не знаю, на “Обыкновенную историю” посмотрят.

    – Александр Горчилин родился в 1992 году в Москве
    – Окончил Школу-студию МХАТ на курсе Кирилла Серебренникова ("Седьмая студия")
    – Снялся в таких фильмах, как "Да и да", "Ученик", "Лето"
     
    По теме
    Приглашаем жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области на День социально-правовой информации «Права и обязанности садоводов» .
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
    Администрация г. Санкт-Петербурга